Головна » Статті » Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм «Чёрный лебедь» / Black Swan

Недавно услышал, что Наташка Портман приз какой-то получила, и даже не "какой-то", а целый Оскар за главную женскую роль в фильме "Чёрный лебедь". А я ни слухом, ни духом. Мало того — даже кино не видел. Поразмыслив над своим поведением, решил-таки исправить это досадное недоразумение и немедленно закачал DVDRip с торрента. Интересно всё-таки, что в её роли главного... ну или женского.

Если говорить о сюжете вкратце, то можно уложиться всего в одну фразу: подготовка балерины к ответственному выступлению. Эм... ну да, это собственно и есть сюжет как таковой. Однако, есть пара-тройка моментов, но я по порядку.

Если кто не в курсе, был такой композитор: Петя Ильич Чайковский. Также существует балет "Лебединое озеро", в основу которого положена древняя и красивая немецкая легенда. Чайковскому легенда по душе пришлась, почитал он эту муть и сказал: "Всё, братия! Буду музыку писать". И начал писать. И даже написал. Вот пример для подражания: мужик сказал — мужик сделал. А балет, между прочим, и впрямь хорош!

Довелось мне на 3-м курсе быть в матушке-Одессе, чем я не преминул воспользоваться в корыстных целях, посетив Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета (между прочим расположен по адресу: пер. Чайковского, 1). И довелось мне засмотреть это самое "Лебединое озеро" с девушкой. Понравилось, вот ведь что удивительно. Хотя, надо признать, именно девушка меня туда и затянула, но я ни разу не пожалел. Впрочем, это всё лирика. Продолжу о фильме. Главная героиня — Нина (она же наша Наташа) назначена главной претенденткой на двойную роль...

Хотя стоп! Надо всё-таки о балете, ибо никто нифига не поймёт. Ну и до кучи с балетом много всяких камней преткновения на сюжете завязано. В общем, погнал я о балете. Значит, есть некий принц Зигфрид. Ему уже давно пора жениться, да вот дόлжной претендентки он так и не сыскал. Ну, чтоб она и готовить умела, и стирать, и вообще не в качестве картины в зáмке находилась, а в качестве той самой дорогой, единственной и милой сердцу половинке. А то ведь принцессы нынче на Золушку ни разу не похожи. Да, по этому поводу пирушка наметилась, на которую приехали все, кому не лень. Кстати, корыстные цели на пирушке преследовали все без исключения незамужние барышни: а вдруг принца захомутать повезёт?! Но принц наш не дурак, нет. Он на безмозглых куколок не ведётся...

В это же самое время злой колдун (Ротбарт его вроде звали, если мне память со склерозом не изменяет) превратил прекрасную во всех отношениях принцессу Одетту в лебедя. И надо же случиться такому, что именно её и увидел Зигфрид в этот вечер. Влюбился, понятное дело. И плевать, что его избранница белый лебедь. Клятва вечной любви разрушит любые чары. А колдуну нашему невыгоден был хэппи-энд, потому наслал он на принца мόрок и тот вместо Одетты клянётся в вечной любви Одиллии — чёрной лебеди. Вот такой вот коварный, и, надо сказать, успешный план воплотил в жизнь Ротбарт.

Зигфрид, конечно же, осознаёт свою ошибку, но юная дева-лебедь видать и при жизни интеллектом не обременена была, а став птицей — и крохи растеряла. Потому вместо того, чтобы простить охламона, выйти за него замуж и нарожать целую кучу киндеров взяла и утопилась. Финита ля комедия, парни. Хотя... как может утонуть лебедь лично мне ни разу непонятно. Может, зоологию я учил плохо, может законы природы кто-то без моего ведома изменил... А может сумрачному немецкому гению было виднее, каким образом легенду ваять. Не суть важно. Сейчас (вот-вот, уже) будет и о фильме.

Так вот, Нина должна исполнить в балете партии как Одетты (белой королевы лебедей), так и её соперницы — Одиллии (чёрная лебедь). По жизни фильму героиня Портман являет собой мышь серую обыкновенную. Не пьёт, не курит и морально не разлагается. Только тренируется до кровавых мозолей днём и ночью. А что? Ботаники они не только в школах и институтах есть. В балетной труппе, оказывается, они тоже имеются и успешно обитают. Однако, по мнению тренера и наставника Томаса Лероя (Венсан Кассель) этой самой труппы, скромная и тихая Нина на все 200% подходит на роль Одетты. А вот с чёрным лебедем тут нифига не ясно. Техника есть, а страсти нет. Нет яркого и соблазнительного действа. Это всё равно что рассматривать близость с любимой девушкой и с проституткой. В первом случае можно наблюдать бурю различных эмоций, искренность человеческого тепла и ласки, а во втором — чисто механические движения. Так и здесь. Не может, не умеет плаксивая девчонка отыграть роль соблазнительницы, о чём сразу же сказал наставник в одной из сцен, соблазнив её. "Это, блять, не я тебя, а ты меня должна соблазнять, дура!" Впрочем, он прав. Да и по фильму Венсан являет собой харизматического и умного дядьку, даром, что француз.

Кстати, лично мне эти крокодиловы женские слёзы не понравились. Это же не "Санта-Барбара", ёпт. А рыдает наша Нина-Портман каждые минут пять по любому поводу и даже без оного, что твоя царевна-несмеяна. Противно, чесслово. За 30 минут просмотра кинофильма я усомнился даже в том, что роль Одетты — её роль.

А дальше ещё интереснее. В труппу приходит молодая, но талантливая балерина Лили (Мила Кунис), которой исполнить партию чёрного лебедя, как два пальца об асфальт. Энергичная, раскованная, страстная... Все качества для антипода Одетты у неё есть. И Нина увидела в ней соперницу. Собственно, тут начинает происходить всякое разное и интересное, но это уже вторая половина фильма, и дотерпеть сможет не каждый. Но оно того стόит.

Положа руку на сердце, я бы сказал, что фильм вообще стόит смотреть только ради минутного танца этой самой чёрной лебеди, который исполнила Натали (ага-ага, именно она!). Да причём ТАК исполнила, что я пересматривал эту сцену раз за разом... Я вспомнил, как оно в реальности было, в Одессе-то на балете. С другой стороны, это Голливуд, могли и "нарисовать", но вроде Портман дофига сама тренировалась. Короче, минута фильма окупает всё. И этим всё сказано, да простит меня Пушкин за тавтологию.

Впрочем, касательно Голливуда как такового... Вот вариации на тему непосредственно балета меня задели. Нет, есть же свобода мысли и искусства, но зачем из трагического конца делать цирк? Вот сказано — утопилась. Выглядит это как красивый танец на фоне озера среди кучи девушек-лебедей, принцев, маркизов, прислуги и массовки вообще, а потом лебеди накрывают руками-крыльями свою королеву. Нежно, блин, красиво и очень хочется плакать, ибо грусть-печаль. В фильме же какие-то ступеньки (типа скала) и внизу маты...

Если подвести краткий итог, скажу, что фильм неоднозначный, как и любой оскароносный. С одной стороны, завязка сюжета скучна и уныла. С другой — кульминация и развязка просто поражают воображение. Также я считаю, что Портман заслужила свою награду именно за ту самую минуту танца чёрной лебеди. Собственно, и фильм надо смотреть ради этого момента: перевоплощение Одетты в Одиллию. Это нечто! Всё остальное — от лукавого.



Джерело: http://kino-zl.org.ua/load/20-1-0-1201http://kino-zl.org.ua/load/20-1-0-1201
Категорія: Рецензии на фильмы | Додав: BUMER_______(UA) (26.01.2012)
Переглядів: 361 | Теги: Черный лебедь | Рейтинг: 5.0/1