Головна » Статті » Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм «Кислород»

«...начинается на М, — продолжала она. — Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество... Ты когда-нибудь видела, как рисуют множество?

— Множество чего? — спросила Алиса.

— Ничего, — отвечала Соня. — Просто множество!»

Если бы кисельные барышни жили сегодня, то они, почти наверняка, стали бы рисовать мотоциклы, миксер, макинтош, мультимедиа. Не знаю, какой срок годности у киселя, но подозреваю, что эти барышни уже давно ничего не рисуют. Зато я знаю человека, который может нарисовать мультимедиа (чем бы эта штука, в конце концов, не оказалась).

«Авторский блокбастер Ивана Вырыпаева, – надрывалось ежедневно Наше радио. – Смотрите во всех кинотеатрах этим летом». Что ж, красивый PR-ход, цель которого привлечь как любителей попкорна, так и эстетствующую прослойку населения. Правда есть вероятность остаться вообще без зрителя.

Картина, а давайте договоримся на этот термин, поскольку крики «это не кино» уже слышны из кинозала, поражает первым же кадром. Когда идешь в кино ожидаешь увидеть на полотне экрана все что угодно, но уж точно не меню DVD-диска в голубой рамке. Части пронумерованы и названы композициями. Девять основных композиций, две – бонусных. Дико? О, это только начало. Приготовьтесь к смешению жанров, стилей, интонаций, медий и все это только для того, чтобы услышать старую как мир историю о любви. Любви толкающей на убийство, любви ради которой бросаешь все, любви, которая и есть настоящий кислород.

Хотя нет. Все не так. Начать нужно с того, что есть такой моно спектакль на два персонажа под названием «Кислород». Он и Она рассуждают о сексе, любви, траве, людях из Серпухова, фанатиках и кислороде. Все это происходит на фоне заповедей и, так или иначе, является их иллюстрацией. Вообще моду к моно спектаклям привил Гришковец, хотя по своей структуре данная пьеса ближе к творчеству Сорокина. Не скатываясь в фонетический повтор и словесный символизм, когда теряются слова и остаются лишь звуки, повторяемость отдельных фраз задает основную идею, подчеркивает смысл, на котором настаивает автор. Но данная особенность вносит определенный музыкальный ритм во всю структуру произведения.

Что же творится в этот момент на экране? А с экрана на нас смотрят молодой человек, остриженный наголо, и девушка в очках с широкой оправой. У девушки жуткий акцент, он подчеркивает разрозненность миров мужчины и женщины, провинциала и столичной дамы. Они разные, их существование вместе нельзя представить. Но есть в них что-то общее. Кислород, который наполняет их легкие.

Однако главные действующие лица здесь не они. Главный персонаж это текст, пропущенный через блендэр легкой клубной музыки. Именно текст является основным, тем стержнем, на котором держится весь фильм. А все остальное – эклерная анимация, гламурная движущаяся картинка, видеоматериалы с большим зерном (кивок в сторону ютубовских роликов), спецэффекты, взятые из французских фильмов (а некоторые кадры в открытую цитируют Сайлент Хилл), лишь голубая рамка для текста. Главное не искать в нем смысл, благо все остальное можно расхватать на цитаты. Пока фаворитом является «… а если любить и не клясться, то получается немецкое порно…».

Желающие могут сыграть в игру «найди 10 отличий», благо они практически сразу бросаются в глаза. Исчезли пара диалогов, одна из композиций заменена (зачем-то в стройные ряды заповедей Христа вплетают заповеди ветхого завета). Но главное отличие, как и положено, лежит на виду, и остается незамеченным. Возраст героев. Санек и Саша фильма значительно моложе своих театральных клонов. Они импульсивнее, раскованней, циничней. Диалог о «самом важном», а самое важное, по мнению Вырыпаева, все же совесть а не кислород, читается сухо, просто по тому, что он был в пьесе. Это слово чуждо этим молодым людям. А потому, вполне логично, что исчезло из текста признание «Я не могу спать с нелюбимыми женщинами». Санька эта проблема не беспокоит. Возможно потому, что для Ивана это больше чем просто слово, он выносит своим героям достаточно жестокий вердикт.

Вторым бонусным кусочком звучит известная индийская мантра. На экране мы видим открывающие кадры. Нет, Вырыпаев не так жесток, как можно было подумать. Он дает своим персонажам второй шанс, закольцовывая, зацикливая фильм. Мантра наводит на мысли о реинкарнации, а, следовательно, и на возможность не совершать ошибки предыдущих жизней.

В итоге понимаешь, что только так можно было экранизировать эту пьесу. Пьесу, которая являет собой квентисенцию криминальной истории а-ля «Бумер», ненавязчивой музыки, заповедей, фантасмогоричных декораций и легкой анимации. Фильм – бредовый сон, фильм – сюреалистичная сказка, фильм – глюк.

«Я не курю все что попало», — возможно, возразите вы. В ответ могу заметить лишь:

« — Почему на М? — спросила Алиса.

— А почему бы и нет? — спросил Мартовский Заяц.»

Категорія: Рецензии на фильмы | Додав: BUMER_______(UA) (25.01.2012)
Переглядів: 246 | Теги: кислород | Рейтинг: 4.0/1