Головна » Статті » Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм «ВАЛЛ·И» / WALL·E

«Я влюбился в эту девушку не в один день, нет, намного быстрее!

За час?! Нет, даже это слишком долго! Что меньше минуты?» - «Секунда?»

«Нет, ещё быстрее!» - «Мгновение!»

«Да, вот то, что я хотел сказать! Всего лишь в одно мгновение!»

"Hello, Dolly!" 1969

По моему представлению, современный кинематограф развернул против зрителя массированные боевые действия, задействовал всю свою «тяжёлую артиллерию», подобно роте пулемётчиков, неторопливо и безмерно цинично расстреливает изначально миролюбиво настроенных посетителей кинозала. Фильмы шквальным огнём, подобно пулям, то со свистом проносятся мимо, то врезаются в спинки соседних кресел, поднимая в воздух тяжёлое облако пыли и грязи, то «самоликвидируются», так и не долетев до зрителя. Однако они, рано или поздно, достигают своей цели. Большая часть из них пробивают «мягкие ткани», не задевая «жизненно важных органов», нанося такой незначительный «урон», что воспоминания о фильме исчезают в том мусорном пакете, куда сваливаешь все последствия своего пребывания в кинотеатре. Некоторые, безусловно, крепко «заседают» внутри, но и такие «тяжёлые ранения» со временем затягиваются, оставляя лишь небольшие «шрамы».

И только от самых метких стрелков, не обязательно «крупнокалиберных», зритель получает «пулю» точно в сердце. От таких попаданий нет спасения - практически нельзя «увернуться», если только предварительно не нацепив «тяжёлый бронежилет», сотканный из плохого настроения и предубеждений.

Бронебойная пуля снайпера с внушительным послужным списком Эндрю Стентона, шесть долгих лет ждавшая своего выстрела, с пометкой WALL•E на оболочке практически без промаха поразила и «разнесла» на мелкие щепки не один миллион зрительских сердец.

Наверное, уже достаточно лирики,… хотя нет, нужно же хоть раз дать волю переполняющим чувствам – ведь именно они заставляют выражать свои эмоции в огромном количестве рецензий и отзывов немалое количество благодарных и не очень кинозрителей по всему миру.

Бессмысленно пересказывать сюжет данной картины – многие и так его прекрасно знают, а те, кто ещё не успел посмотреть, – уж точно догадываются! Поэтому хочу прокомментировать особенно острые замечания, найденные мною в отзывах тех, кто отнёсся к фильму как к очередному заурядному проекту компании, у которой и так все давно уже «на автомате» - простая формула (умиление телезрителей + более чем внушительный бюджет = квинтэссенция успеха).

Для анимационной картины 180 миллионов в «зелёной» валюте не просто большие деньги – огромные. Однако, как нас убеждает время и просто опыт кинозрительский: бюджет – не более чем призрачная цифра, которую многие уже заранее провальные фильмы используют в отчаянных попытках заманить «Буратино» к себе на сеанс. WALL•E не кичится своими финансовыми ресурсами, но фильму и совершенно незачем их скрывать! 3-D анимационные фильмы, в особенности те, что поражают зрителя небывалой по красоте графикой – это крайне дорогостоящие проекты, требующей колоссального количества времени, современных технологий, мастерства и богатой фантазии художников, аниматоров и т.д. И не забудьте добавить совсем немного волшебства режиссёра, сценаристов и, конечно же, авторов музыкального сопровождения!

WALL•E «появился» ещё во времена «Истории игрушек» - идея о роботе, единственном «живом» создании из микросхем и металла на всей изуродованной планете-мусорке, росла и крепла в умах своих творцов, пока, наконец, не превратилась в «прекрасного лебедя». Маленькая история о крохотных роботах и невероятно большой и сказочной Любви, которая просто не в состоянии поместиться даже в экраны огромных кинозалов, волшебным образом заставляет сердца кинозрителей биться чуточку медленнее, неторопливо смахивать слезу, самую чистую из всех – слезу умиления и радости, грусти и сопереживания. Впервые за свою многолетнею историю старичок-Pixar отважился создать историю, фундаментом которой стали высшие чувства и эмоции, доступные только «человеку разумному».

Почему же анимационная картина о любви старого «кассетника» и новенького «iPodа» заставляет юношей и девушек, дядь и тёть, даже людей пожилого возраста в полной мере насладиться таким здоровущим, благоухающим букетом всевозможных эмоций? Какими тёмными или белыми чарами единственный в мире детский фильм, который меньше всего подходит ребёнку, сумел не оставить ни единого зрителя равнодушным?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос – несколько слов о дублировании WALL•E и других «тонкостях» картины.

Специально, чтобы не быть голословным, посмотрел фильм на русском, английском и литовском языках и в который раз пришёл к выводу – как всё-таки много зависит от качества «озвучки», подбора «правильных» голосов, способности передать те или иные чувства, эмоциональную нагрузку посредством другого языка! Не то, чтоб наши мастера звука плохо справились со своей задачей – просто голоса главных героев слишком часто звучат, будто бы их озвучивали дети, и, по всей видимости, дублировался фильм в сжатые сроки; конвейер же не умеет ждать – новые фильмы, новые заказы – и так дел невпроворот…

Наши умельцы уделили слишком большое внимание изменению иноземных надписей на приближённые к родной русской речи (возможно и впрямь нету другого аналога WALL•E, как Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий Интеллектуальный, но, согласитесь, уже от второго слова бросает в дрожь) и совершенно невнимательно отнеслись к тому, как на самом деле должны звучать некоторые диалоги фильма. Берите пример с литовцев – хотя фильмы они практически не переводят – так пускают, с субтитрами, но уж если сядут за свою аппаратуру (это касается исключительно фильмов, изначально ориентированных на детскую аудиторию), то делают своё дело со всей должной ответственностью.

И ещё! Что за странная манера в прямом смысле запихивать те или иные слова в диалоги, на которые в оригинале нету даже намёка? В данном фильме на них и так некоторый дефицит, а поэтому каждый диалог, каждая фраза на счету. Дополнять и «импровизировать» в таком случае – не уместно. Пара примеров.

Логично ли то, что ЕВА при первой встрече с главным героем сразу начнёт орать «Кто такой – кто такой!», если потом ей потребуется время «настроится» на язык, доступный для понимания маленькому роботу?

Или ещё один, грубый, на мой взгляд. ЕВА за весь фильм показала свои знания всего в нескольких простых словах и была крайне удивлена просьбе капитана рассказать ему о Земле. Тогда какого Петросяна в самом конце вылезает это самое, да ещё в повелительном наклонении «ВАЛЛ-И, проснись!»? Какая-то дешёвая мелодрама получается, в самом деле. Не уж-то без вас драматизма не хватает?

Я совершенно не придираюсь – просто перевод и, тем более, «озвучка» - тоже искусство, к которому не стоит относиться пренебрежительно.

Всё ещё уверены, что фильм не стоит просмотра из-за того, что в картине крайне малое количество живого общения и диалогов, что главные герои наделены подозрительно малым словарным запасом, что уж совсем не свойственно современным анимационным проектам «высокого полёта»? Зря…

С точностью наоборот! Да, герои WALL•E далеко не красноречивы, однако только посмотрите, как они изумительно передают весь спектр эмоций с помощью трогательных жестов, мимики и того, пускай скудного, набора языковых средств, которым наделили их создатели. «ЕВА», «ВАЛЛ•И», «ПРОГРАММА»… «EVE», «WALL•E», «DIRECTIVE»… «EVA» «WALL•US», «PASKIRTIS» - не важно на каком языке – главное, что пытались донести до нас авторы фильма – как с помощью интонации, различных эмоций, вложенных в любое из имеющихся слов, можно передать всё, абсолютно ВСЁ! Просто, а посему гениально, и без лишних слов!

При всём многообразии имеющихся на сегодняшний день технологий создать наполовину «немое» кино и в то же время успеть передать кинозрителю всё самое «необходимое» и ещё многое задать «на дом»: осмыслить, переварить и хорошенько задуматься – вот оно – настоящее мастерство, в очередной раз продемонстрированное нам командой Pixar!

Кто там говорил про неоригинальный сюжет? Да неужели… не может быть!? Мастера наблюдательности, ловко подметили! А тогда такой вопрос: припомните, пожалуйста, фильм с многомиллионным бюджетом, допустим, за последние пять-шесть лет, который бы поражал зрителя новизной идей, отсутствием прочно закрепившихся в умах сценаристов и режиссёров клише, тотальной оригинальностью сюжета и наличием других «примочек», выделяющим бы этот фильм?… ну вот и я тоже…

Пора признать, что 90% кино уже давно снято – а те стройные ряды, марширующие к нам со съёмочных площадок – если не ремейки, то уж наверняка производные от отснятых ранее фильмов. Нечего по таким пустякам удивляться. Что-то получится удачно, что-то полный Уве Болл…

Твёрдо убеждён в том, что WALL•E имеет все права стать 91-ым процентом достояния мирового кинематографа. Хотя бы уже за то, что столь оригинальной мультипликации мир ещё не видел, и вряд ли ещё когда-либо увидит…

На мой взгляд, сюжет фильма не только чудесная "love-story", но ещё и одна огромная, совершенно несмешная сатира на всё человечество. Однако в первую очередь WALL•E – это фильм-попытка американцев «раскрыть глаза» обывателю на современное положение вещей в своей стране. Сейчас объясню.

«Приятно, что создатели фильма взяли старый американский мюзикл за лейтмотив»… Товарищи, ну что, вы, в самом деле! Перед вами не просто мюзикл, а «Хеллоу, Долли!» - даже немного больше, чем «классика своего жанра». Это для нас с вами "Put on Your Sunday Clothes" и "It Only Takes a Moment" звучат не более чем милый саундтрек, вырванный из какой-то старой американской музыкальной комедии, в то время как для американцев от сорока и выше эти звуки вызовут из памяти совершенно другие образы…

Одна из лучших и наиболее запоминающихся ролей великой похитительницы мужских сердец Барбары Стрейзанд, незабываемая игра и голоса Уолтера Маттау и Майкла Кроуфорда, море искромётного юмора, феерических танцев и т.д. Но самое главное, что «должны» были «реанимировать» песни в умах среднестатистических американцев, так это сюжет давно забытого мюзикла.

В одном из своих интервью режиссёр WALL•E Эндрю Стентон признался, что выбрал именно эти две песни из «Хелло, Долли!» для своей картины, так как они никак лучше выражают те чувства главного героя (в особенности «It Only Takes a Moment»), которые он просто не может передать нормальным, человеческим языком. Ведь музыка для того и существует, чтобы быть выше слов! Я же считаю, что за этим выбором стоит нечто куда большее.

Одно из ответвлений сюжета «Хелло, Долли» заключается в том, что некий Корнелиус Хекл (Майкл Кроуфорд), проработавший большую часть своей сознательной жизни в магазине у бессердечного и пожилого скупердяя, подбивает своего напарника – совсем ещё юного Барнаби бросить рабочие места, закрыть магазинчик и из своего захолустного городка Йонкерса отправиться в Нью-Йорк – хотя бы один вечер пожить «на всю катушку». Но вся эта опасная авантюра, грозившая им перспективой оказаться «на улице», имела одну главную цель – два друга пообещали себе вообще не возвращаться в свой родной город, пока они не поцелуют девушек.

Именно под эту песню, «Put on Your Sunday Clothes», в которой Корнелиус и открывает свой дерзкий план Барнаби, начнётся WALL•E. В голове сразу же возникнет образ Нью-Йорк конца 19-ого века – красивого и богатого города, в котором жизнь так и бьёт ключом.

Однако то, что видит зритель, совершенно отличается от той милой картинки, которую навевает ему песня: ранее цветущий «очаг цивилизации» превратился в мрачный город-призрак, в котором ветряки, символы заботы об окружающей среде, стоят, доверху заваленные мусором; где «пирамиды из кубиков техногенных отходов», заботливо выложенных маленькими роботами-уборщиками, намного выше самых высоких небоскрёбов, построенных когда-то давным-давно рукой человека.

Нью-Йорк, представленный нам пиксаровцами, - уродливый памятник той цивилизации, что много веков назад цинично изуродовала свою родную планету, подарившую однажды жизнь ей самой, и безответственно отправилась «отдыхать», наивно полагая, что орда тщедушных роботов с трогательными глазами-биноклями сможет раз и навсегда покончить с «так не вовремя образовавшейся проблемой отходов».

И во всём этом хаосе мы встречаем главного героя фильма, «Последнего из Могикан», единственного оставшегося «на ходу» робота-уборщика типа WALL•E, который на протяжении уже стольких лет безропотно повинуется своей «Программе».

Редко, когда фильмы, не говоря уже о мультфильмах, начинаются столь печально. Трагизм всей ситуации заключается не только в том, что на всей планете робот уже давно в абсолютном одиночестве, а в том, что робот есть робот – он не способен понять, что все усилия его и ему подобных, которых он просто-напросто «пережил» - совершенно напрасны – и даже за семь веков отсутствия человечества на планете, она не стала чище ни на йоту. Тем не менее, каждое утро последний WALL•E покорно выходит на работу, нисколько не ужасаясь своей страшной участи – катить в гору камень вместо Сизифа, который сам давным-давно оставил свой вечный пост и улетел вместе со всеми…

Ничто человеческое роботу, разумеется, не чуждо – и этим WALL•E умиляет зрителя уже на первых минутах фильма. У не в меру любопытного робота своя собственная система ценностей – он занимает себя коллекционированием понравившимися ему людского хлама у себя «дома», на полочках, где когда-то стояли его собратья. Однако присмотритесь – в «руках» WALL•E и его будущей спутницы людские безделушки уже далеко не хлам: они приобретают «второе рождение», новый смысл, который человек, по сути, так и не увидел…

А вечерами WALL•E, скрываясь дома от жутких песчаных бурь, разгуливающих по городу, превращается в точно такого же кинозрителя, как и мы с вами, и с неподдельным интересом наблюдает за тем, как неунывающая Долли Либай (а ему вообще невдомёк - кто это) в компании таких же неунывающих главных героев весело поёт и пританцовывает на пути к поезду, который отвезёт всех всё в тот же Нью-Йорк, навстречу приключениям, навстречу своей судьбе. А маленький робот, совершенно не понимая зачем, пытается искусно копировать телодвижения актёров из далёкого прошлого – лишь из любопытства.

Но тут плёнка резко перескочит на самый трогательный момент мюзикла – песню "It Only Takes a Moment" - WALL•E же сразу подъедет к экрану iPodа, будет слушать внимательнее самого благодарного телезрителя и, самое главное, соединит свои «ручки», точь-в-точь как та пара на экране.

На этом моменте польются первые слёзы. Пацанёнок посмотрит на свою маму или папу и ему будет невдомёк, от чего вдруг его родители вдруг так «сильно расстроились».

Эта песня, которая в своё время «сильно опечалила» огромное количество людей, этот трогательный до такой степени момент, что тысячи маленьких огоньков вдруг пробегут по всему телу – один из ключевых моментов фильма.

В это время Эндрю Стентон поднимется со своего режиссёрского кресла и в буквальном смысле плюнет на всех современных «идолов», обоготворённых своим родным государством. Я верю, что ему в душе очень стыдно за то, во что превратился сегодня американский народ. Из трудолюбивого, в своём большинстве, гордого человека, способного творить настоящие чудеса в культуре, науке и технике, американец превратился в полуграмотного монстра-потребителя, с ног до головы завёрнутого в свои «звёзды и полосы».

Режиссёру обидно и за то, что случилось с его родным кинематографом. Буквально несколько десятков лет назад воспевались такие фильмы, как тот же самый «Хелло, Долли!», где люди рисковали всем, что у них было, чтобы хотя бы раз просто по-це-ло-ва-ть девушку…когда влюблённые только державшись за руки, лишь смотря друг другу в глаза были поистине самыми счастливыми на этой Земле…

Люди постепенно забывают об этих чистых и светлых идеалах – наступает эра пошлости, сортирного юмора, извращений, невиданной жестокости и безграничного насилия. Подобно эпидемии чумы она быстро перекинулась и на другие континенты, быстро разрослась там безобразной «раковой опухолью». Некоторые фильмы как бы соперничают друг с другом: кто сделает «поэффектнее» – «А вот у меня тётка, представляешь, сама себе челюсть вырвет!» - «Это что-о-о! Вот у меня ножницами мужские гениталии отрезают! И люди мне деньги платить будут, чтоб на это поглазеть».

Люди забыли – WALL•E нет. Он не в состоянии понять, почему и зачем, но он будет брать пример с людей, живших столетия назад потому, как искренне верит – они-то всё делали правильно.

Режиссер вновь вернётся на своё место, улыбаясь так хитро-хитро, про себя думая: «А я ведь ещё только начал…».

Пройдёт ещё совсем немного времени и на Землю вдруг (700 лет – как 7 дней, за которые земля и была «сотворена») прилетит космический корабль и «подарит» главному герою, подобно библейскому Адаму, его ЕВУ, первую «женщину» на всей осквернённой планете спустя такое долгое время. Не случайно же создатели дали ЕВЕ сферическую, даже яйцевидную форму – символ зарождения новой жизни, почитавшийся ещё в древнейших культурах: персов, греков, римлян и египтян.

Со временем WALL•E и ЕВА обязательно подружатся, ведь маленький робот увидел в этом необычном создании, в прямом смысле упавшем с неба ему на голову, ту самую девушку из своего любимого мюзикла. Он будет покорно следовать за ЕВОЙ, куда бы его ни завела её «Программа», а потом отведёт её в свой «краеведческий музей». И самое главное, что сделает WALL•E – подарит своей избраннице маленькое растение, образ росточка того самого древа познания добра и зла, чудом выжившего после того, как с его предком жестоко расправились люди, по неслучайной иронии засунутый в старый башмак, которым когда-то человек то самое дерево и истоптал.


Как раз в одном из таких эпизодов будет играть не какая-нибудь ультрасовременная мелодия, а классика, знаменитая на весь мир "La Vie Еn Rose" - одно из лучших произведений «посла джазовой музыки на нашей Земле» Луи Армстронга. Это ещё один момент подумать о том, что было, и что мы наблюдаем сегодня.

Неподдельная искренность – главный атрибут взаимоотношений главных героев на протяжении всего фильма – первопричина того, что так трогает зрителя «за живое», еще не до конца атрофированное. Та самая искренность, которую современный кинематограф променял на зрелищность, тот фантастический талант выражать свои эмоции посредством жестов и мимики, что были заменены на бездушные спецэффекты. Для некоторых WALL•E и ЕВА стали голосом из того самого «прекрасного далёка».

ЕВА улетит, однако WALL•E, полностью нарушив свою «Программу», последует за ней, подобно своему кумиру Корнелиусу Хеклу, рискуя никогда уже больше не вернуться домой.

Они пролетят через весь космос, так прекрасно и детально нарисованный пиксаровскими чудотворцами. Единственный вопрос «КАК?» застынет в голове уже на том моменте, когда в наимилейших глазах-объективах маленького героя отразится вся необъятная наша с вами родная галактика.

Они покинут «мёртвую» землю, а действие фильма тем временем переместится на гигантский космический корабль с гордым и пафосным названием «Аксиома», где люди уже без малого на семь столетий пребывают в пятилетнем отпуске.

Кинозритель приходит в ужас от того будущего, что пророчат нам пиксаровские шутники-затейники. Издёвки про «еду в стаканчике», «всё без изменений», «проблемы лишнего веса», злые шутки такого рода как «Аксиома – ваш домик. BnL – ваш самый лучший друг», рассчитанные исключительно на «взрослую» аудиторию – всего лишь дополнение к той зарисовке ужасного положения вещей, что царит на корабле.

Аксиома – мёртвый корабль. Жизнь покинула эти края слишком давно, чтобы людям снова самим возродить её. Люди постепенно превратились в то, чего они так сильно боялись: в таких же бездушных роботов, которые повсюду их окружают; во всего лишь бесформенное дополнение к механическим креслам, без которых уже не возможно их существование.

На истощённой Земле, видимо, как хотел показать режиссёр, «жил» хотя бы один WALL•E. На Аксиоме же не живёт никто.

Но главным героям ещё предстоит пройти «лёд, огонь и медные трубы»: сами того не подозревая «отключить» в начале несколько роботов-потребителей, а затем и весь корабль от страшной «Матрицы», на этот раз ставшей его собственным творением; своим прекрасным примером «перезагрузить» человечество и вновь научить людей быть людьми.

Любовь между мужчиной и женщиной имеет своё логическое продолжение. Это дом, семья, дети, да и просто будущее рода человеческого. А ЕВА и WALL•E – две «железки», две машины различных моделей, да ещё и с совершенно разными «Программами» и функциями.

И, тем не менее, наши маленькие герои своими совместными усилиями, надеждой и целеустремлённостью, готовностью отдать жизнь за дорогое «сердцу» существо, совершают чудо! Роботы вернут род людской на родину, подарят человечеству последний шанс всё исправить, привести свою «мастерскую» в порядок и уже на этот раз попытаться жить с ней во взаимопонимании и согласии. Ведь нет же ничего страшнее, чем жизнь, начисто лишённая какого-либо смысла!

WALL•E и ЕВА, на вид бездушные роботы, познали самое прекрасное чувство, которое может возникнуть, по идее, только между «живыми» мужчиной и женщиной: любить и быть любимым. Наперекор своим программным установкам они с успехом прошли такой долгий и сложный путь, чтобы отныне навсегда быть вместе, и, наконец-то соединив «ручки», долго так стоять, смотря друг другу прямо в глаза. И тогда, всего лишь в одно мгновение от той маленькой «искры», как от неопознанного «компьютерного вируса», намертво повиснут все ранее установленные «Программы», перегорят все до единой «микросхемы», а «материнка» от «перегрузки» вспыхнет ярким пламенем, дабы уже никогда больше не погаснуть…

И пусть хоть кто-нибудь попробует сказать, что это не та, настоящая, первородная Любовь, самая чистая и светлая из всех!

Не нужно быть гадалкой, чтобы увидеть в будущем WALL•E в списке претендентов на «Оскара». И если даже вдруг он не получит золотую статуэтку за лучший анимационный полнометражный фильм (что очень вряд ли), то за лучшую музыку – наверняка. Томас Ньюман, автор музыки к анимационному фильму, и Питер Габриель со своей песней "Down to Earth" - поработали на славу, большой им за это поклон. Русскому кинозрителю повезло вдвойне – на этот раз никакая «мумия тролля» не осмелилась взять и испоганить финальные титры.

Продолжение фильма не будет и не должно быть. Фильм не закончился «хеппи ендом», но в то же время он не окончился трагически. Он немного недосказанный, так как для очнувшегося от «забвения» человечества история только начинается – и в этом его «сила». Продолжения не будет хотя бы потому, что совершенно не в интересах Pixar «рисковать» и повторять печальный опыт некогда великого Шрека, так некультурно, на глазах у всех опустившегося до уровня заурядного фильма-однодневки, в свете последних событий.

WALL•E нельзя назвать лучшим из того, что было снято за всю эпоху полнометражных анимационных фильмов, только потому, что ему просто не с кем соперничать. Маленький робот «уехал» слишком далеко от всех других представителей своего жанра, «перелетел» на совершенно другой уровень.

Хотите хорошо посмеяться и весёлым уйти из кинозала? Вам – на Панду. Что, уже посмотрели? Ну, тогда давайте чуть посидим, подождём и стройными рядами пойдём на второй Мадагаскар! Обещаю – будет весело, но не более того.

А хотите увидеть что-то действительное новое, нежное и трогательное, от души посмеяться, но, в большей степени, над самим собой? Что-то, что вы никогда не рассчитывали увидеть в компьютерной анимации? Хотите увидеть, как «игре» пикселей начинаешь верить больше, чем многим актёрам современности? Желаете взглянуть на то, что возможно заставит вас измениться, хотя бы на несколько часов после сеанса? Если ваш ответ – да – возьмите любимого человека за руку, и посмотрите WALL•E…

Сложилось мнение, что вся прежняя работа нашей любимой студии гигантов 3-D была долгой, напряжённой увертюрой перед главным концертом. Но вот все «инструменты» настроены, кинопроекторы «заряжены», Эндрю взмахнёт своей дирижёрской палочкой, занавес рухнет к ногам зрителей, погаснет свет и в «тёмном царстве» наконец-то начнётся кино… Настоящее Кино.



Джерело: http://kino-zl.org.ua/load/25-1-0-1256http://kino-zl.org.ua/load/25-1-0-1256
Категорія: Рецензии на фильмы | Додав: BUMER_______(UA) (25.01.2012)
Переглядів: 334 | Теги: ВАЛЛ·И | Рейтинг: 5.0/1