Головна » Статті » Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм «Темный рыцарь» / The Dark Knight

Так сложилось, что мое детство пришлось на восьмидесятые. Как раз на время, когда жЫлезный занавес вокруг нашей страны был разрушен, и внутрь бурей понеслась, визжа и улюлюкая, всяческая популярная западная продукция. И среди нее – куда уж тут денешься – был и бэтменский франчайз. То есть это я уже потом узнал, что он называется франчайзом. А тогда мы просто яростно собирали всевозможные постеры, жвачки, фигурки и наклейки, изображающие Человека-Летучую мышь и его подельников.

Следует заметить, однако, что Бэтмен моим любимым супергероем никогда не являлся. На месте образцов для подражания прочно сидели Арнольд, Дольф Лундгрен и Ван Дамм. Саму же бэтменскую «франшизу» я тогда рассматривал с удивлением, смешанным с гадливостью – Готэм-сити казался мне (и продолжает казаться) каким-то дивным зверинцем, населенным негуманоидными фриками. Какой-то человек-пингвин, человек-холодильник, женщина-кошка, Двуликий, Джокер… Плюс сам Бэтмен и его любимая жена Робин (кстати, он ни фига не Робин на самом деле, его зовут Малиновка) в педерастической зеленой полумасочке.

Данный абзац был написан для того, чтобы стало ясно: к бэтмановской серии я отношусь без каких-либо придыханий. Восторга у меня не вызывал ни старый бертоновский фильм с Джеком Николсоном, и новый фильм с Кристианом Бэйлом – тоже не вызвал. Скажу страшное – «Бэтмен и Робин» 1994 года с лысым Шварцем в роли передвижного холодильника впечатлил крайне мало. Ну, ничего не могу поделать.

Но так, в общем, даже лучше. Потому что я на данный фильм, про который, наконец, собираюсь начать писать – про «Темного рыцаря» - могу смотреть непредвзято, без слез восторга, застилающих глаза. В отличие от ярых фанатов, которые в первые же дни после выхода вознесли фильм на первое место из 250 лучших фильмов всех времен и народов по версии IMDb.com. Потом их, правда, немного попустило, и фильм съехал на позорное третье место, но сути это не меняет. Фанатизм – вообще дело нехорошее. Он никогда не окупается.

Так вот, как известно наиболее хорошо информированным камрадам, сюжет фильма продолжает события «Бэтмена: Начало», который, как помнят те же камрады, является приквелом ко всей серии. «Темный рыцарь», таким образом, представляет собой сиквел приквела. Случай достаточно нечастый.

Сюжетный замес достаточно несложен: едва опробовав стильный чОрные доспехи супергероя, Бэтмену (широко неизвестному как миллиардер Брюс Уэйн (Кристиан Бэйл)) надоедает творить добро по всей земле, другим на благо, себе на моральное удовольствие. Не тешит его более наведение справедливости в отдельно взятом Готэме. Он намеревается выйти на свою бэтмен-пенсию и устроиться работать премьер-министром России. Но любому премьеру нужен – кто? – правильно, преемник. В качестве такового Брюска серьезно рассматривает окружного прокурора по имени Харви Дент (Аарон Экхарт).

Упомянутый Харви – достаточно серьезный камрад. Он рубится с бандитами не на жизнь, а на смерть, безжалостно упекает их на гигантские срока в тюрьмы, и вообще не прокурор, а фактически глыба и матерый человечище. Кроме того, он еще и в личном плане достаточно приятен. Но достаточно ли этих прекрасных качеств для того, чтобы забороть зло и мерзость на улицах Готэма? На этот счет Бэтмена грызут нешуточные сомнения, особенно учитывая тот факт, что на эти самые улицы вышел новый хардкорный маньяк по имени – да, вы совершенно правы – Джокер.

В общем, сюжетное развитие в идеале вращается вокруг противостояния Бэтмен-Джокер, где за Бэтмена горой стоит полиция, прокуратура и прочие достойные люди с чистыми сердцами и совестью, а в тени Джокера прячется международная мафия, с руками по локоть в крови и динамите. Но это только в идеале, потому что на практике там получается полная чехарда и тотальная война, и все воюют со всеми – чисто чемпионат. Но в конце да – в конце Бэтмен таки сойдется в нечестном бою с психопатом-Джокером. И даже победит его по очкам.

Я вам так скажу: фильм сам по себе хорош. Почти ничего выдающегося, но то, что есть – сделано очень добротно. На крепкую четверку. Погони, взрывы, трюки, весь этот телефонный хайтек – все очень красиво и вкусно. Затянуто, конечно, местами – из наиболее выпукло затянутых эпизодов выделяется сцена с двумя паромами, для чего она вообще в фильме, понять не получилось. Через это фильм длится почти два с половиной часа. Из них минут сорок можно смело выкинуть.

Серьезно напрягает также отсутствие фокуса на главном герое. Он тут, такое впечатление, и не главный вовсе. Потому что какой же он главный, если он ничего не делает? Все его действия – это кстати очень интересно по фильму отслеживать – являются оборонительными, и всего-навсего отвечают на шаги, предпринятые Джокером. Между тем, защитные действия являются экономически и энергетически невыгодными, и всегда ведут к проигрышу. Это вам любой стратег скажет.

Такое поведение Бэтмена очень расстраивает. Да его и показывают-то в фильме от силы минут тридцать. А кого кажут все остальное время? Показывают детектива Гордона (Гэри Олдман) (какую роль он здесь играет – не понять), показывают непростой любовный треугольник (Бэтмен – его бывшая девушка – ее новый хахаль Харви Дент), показывают дворецкого Бэтмена, техподдержку Бэтмена, комиссара Готэма, мэра Готэма, мафию Готэма… а самого Бэтмена показывают очень мало. И это очень странно для двух-с-половиной-часового фильма.

Но! Есть в этом и светлая сторона (если можно в данном случае ее так назвать). Если фильм не завернут вокруг Бэтмена, он должен завернуться вокруг кого-то другого. В данном случае – вокруг главного злодея фильма по имени Джокер (Хит Леджер).

Вот эта роль, я считаю, единственная во всем фильме, сыграна просто гениально. Джокер в исполнении Леджера получился с одной стороны мерзким донельзя, с другой стороны – каким-то магнетически притягательным. Несмотря на всю комиксовую подложку и нарочитую деревянность персонажей, вышел он до одурения реальным. Пугающе реальным, я бы сказал. Это вот именно тот сумасшедший с бритвой в руке, про которого в свое время писал Арсений Тарковский. Образ воссоздан до мельчайших, микроскопических подробностей – начиная от характерной сутулости и до манеры говорить и двигаться. Монологи Джокера я вообще слушал по нескольку раз – настолько потрясающе это сделано. В оригинале, само собой, при дубляже изрядная часть его нездорового, болезненного шарма пропала напрочь.

Отличная, практически шедевральная роль. Жаль, что этот актер нам больше ничего не покажет.

И вот как-то так получается, что фильм вышел совсем не про Бэтмена. И не про борьбу Добра со Злом. И не про средства, которые допустимы в этой борьбе. Фильм получился про злого, ироничного, сумасшедшего, но гения. Именно так его нужно рассматривать. И не зря в названии фильма нет ни слова про Бэтмена. Он тут не главный.

Обобщаю: как фильм про Брюса Уэйна – добротно, но затянуто. Как фильм о Джокере – тоже затянуто, но до невероятия талантливо. Смотреть его нужно только из-за Леджера. Остальные – так, второй сорт не брак.

В целом рекомендую.

Категорія: Рецензии на фильмы | Додав: BUMER_______(UA) (25.01.2012)
Переглядів: 260 | Теги: Темный рыцарь | Рейтинг: 4.0/1