Головна » Статті » Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм «Дитя человеческое» / Children of Men, The

Сегодня посмотрел-таки фильм «Дитя человеческое» (Children of Men) режиссера Альфонсо Куарона. Имею сказать, что фильм отличный, очень понравился. Но и кроме этого, тоже имею много чего сказать. Но сюжетная завязка – прежде всего.

Год 2027, Великобритания, Лондон. Мир, в общем-то, рушится, поскольку уже восемнадцать лет в мире не рождался ни один ребенок. Человечество, в полной мере осознав, что «продолжения не будет», как и подобает высокоразвитому обществу, пустилось во все тяжкие – революции, войны, террор, болезни, голод и все прилегающие к вышесказанному прелести.

Но простому лондонцу Тео Фэрону до этого нет никакого дела – он доживает свой век, днями работает в офисе, вечерами сильно пьет, а если становится уж совсем тоскливо – едет за город к своему старому другану Джасперу – эдакому престарелому хиппи – и накуривается там до умопомрачения. Но однажды на него выходит террористическая организация «Рыбы» и делает предложение, от которого невозможно отказаться – обеспечить свободный проезд до условленного места некой чернокожей девушке. На девушку, Тео, правда, плевал с высокой колокольни – но дело в том, что она, впервые за восемнадцать лет, беременна.

Это, понятное дело, завязка. И развязываться она будет достаточно долго, временами – жестко, резко и без прикрас. Основное достоинство фильма – режиссер не ставит целью как-то подчеркнуть зверства, творящиеся вокруг героев («как же они, бедолаги, мучаются…»), не старается проникнуть в их внутренний мир («у этого террориста ведь тоже есть де-е-еточки») и самое главное – не дает никаких оценок («эти парни хороши, а вон те – плохи»). Это, считаю, очень сильно играет фильму на руку и улучшает впечатление от просмотра.

Второе главное достоинство – фильм-то по сути _апокалиптический_. Мы много и долго смотрели на «пост-апокалиптику», всевозможные «Безумные Максы», «Водные миры», «Терминаторы» и «Фоллауты». Но как-то не приходило в голову – что было до этой разрухи и всеобщего посмертного умиротворения? А было – вот так, как показано в фильме. Тоталитарная, практически нацистская Англия, массовыми расстрелами выковыривающая из себя тех, кому не повезло родиться правильной национальности. Чудовищные толпы беженцев из-за границы – кстати, по всему похоже, что в мире вовсю идет Третья Мировая (ядерные взрывы в Нью-Йорке и Москве тому хорошее подтверждение), просто эта тема к сюжету не имеет особого отношения и оттого не раскрыта. Тотальная грязища и вымирание – дохлые коровы на полях, залитых какой-то желтоватой дрянью. И постоянные солдаты, солдаты – и танки, и «хаммеры» с пулеметами, и «чинуки» на бреющем, и штурмовики F-35, и еще всякое. Смотрится тяжко.

Еще примечательно, что ни разу не дается ответ на вопрос – «а что случилось-то? Почему дети перестали рождаться?» Как же так получилось, что несмотря на завет ТНБ «е6итесь и размножайтесь, и платите налоги, и соблюдайте шаббат», все пошло черт знает куда? В результате ответ каждый может придумывать в силу своей испорченности.

После просмотра, как и следовало, посмотрел, чего пишут иностранные критики. Критики, в основном, захлебывались от восторга (их можно понять) и наперебой вещали, что Куарон снял ни больше не меньше – Историю рождения нового Мессии! Вы только гляньте, как там все тонко, и вместе с тем понятно как следует образованному зрителю! Смотреть на такие мыслительные всплески интеллигенции всегда интересно. Потому что в фильме – четче некуда! – показано, что вялые интеллектуалы типа Тео и Мириам вообще ничего не могут сделать в принципе.

Возьмем для начала Тео (который Клайв Оуэн на самом деле). Он же за весь фильм не сделал ни одного самостоятельного поступка! Ему нужно только под носом пистолетом помахать, чтобы он начал действовать – и так, кстати, все время и происходит. Абсолютно бесцветная личность этот Тео.

Ну и Мириам туда же – весь фильм только крестилась и воздевала руки к небу, и бормотала мантры наподобие небезызвестного «Омниа мани падме хум». Что, впрочем, не отменяет того, что в конце она все-таки поступила достойно – пожертвовала собой ради беременной Ки. Не дохлый алкогольный Тео, а женщина. Видимо, с нормальными мужчинами в Англии уже совсем напряг, сплошь наркоманы да синяя алкашня.

Единственный толковый парень во всем фильме – глава «Рыб» Люк. Но он ближе к концу фильма помер. И, в общем-то, правильно, нечего в войне прикрываться новорожденными, мерзавец.

Тут можно, конечно, вскричать: «Да как это так!!! Да в фильме вообще куча аллюзий, в том числе – к Библии!!! Можно ли это отрицать???» Этого отрицать, конечно, нельзя, многочисленные отсылки к Холи Байбл там таки есть. Ну и что? А когда Тео разговаривает с Найджелом, за окном на фоне завода болтается надувная свинья – это отсылка к обложке пинкфлойдовского альбома "The Animals". И чего? А решение назвать новорожденную Базукой – оно как, о чем говорит? Библия, блин. Nativity story.

Фильм, как это принято у хороших режиссеров – он о людях. А не о книге. Даже такой авторитетной, как Библия. А люди в фильме показаны примерно такими, какие они есть, какими они становятся при чрезвычайных обстоятельствах. Скажем, при конце света. И этим он, собственно, и ценен – своим вопросом: «Как оно вам, нравится, такое будущее? Нормально, на примере хотя бы старой доброй Англии?»

Люди, конечно, ни о чем таком после просмотра не задумаются. Не те нынче времена. Поэтому "Children of Men" так и останется фильмом с самыми длинными панорамными сценами, вряд ли чем-то большим.

Но вдруг?

Категорія: Рецензии на фильмы | Додав: BUMER_______(UA) (25.01.2012)
Переглядів: 249 | Теги: Дитя человеческое | Рейтинг: 0.0/0