Головна » Статті » Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм «Волкодав»

C интересом ожидал выходы на экран (широкий, и у кого как) фильма «Волкодав». Во-первых, фильм русский, что уже одновременно настораживало и внушало некоторую надежду. Во-вторых, жанр фильма определяется как «фэнтези», что обратно необычно – фактически, это первый фэнтезийный фильм для российского кино. Ну и в третьих, филь поставлен по мотивам одноименного романа Марии Семеновой. Там, собственно, их несколько было романов, посвященных Волкодаву. Данный фильм, как легко догадаться, поставлен по первому из них.

Скажу сразу – книжку про Волкодава я читал. Из любопытства, и только первую. Для общего ознакомления. Опять же, сказать, что она произвела на меня какое-то огромное впечатление, нельзя – к моменту чтения я уже был большим дяденькой и неплохо умел отличать талант от пропаганды. Но и назвать книжку плохой тоже было нельзя – за исключением явного и клинического закоса в феминизм и неоднократной демонстрации главгероем полного отсутствия здравого смысла (см. «женская логика»), книжка была написана добротно. Но, как уже было сказано, оставила равнодушным, и продолжения читать я не стал. И ни разу с тех пор не пожалел. «Осенний Лис» Скирюка был вроде как пободрее и поинтереснее, особенно первые книги.

Появлению фильма по книге не предшествовала масштабная рекламная кампания. Это понятно – денег у создателей не хватило. Потому всяческие критики из числа не закончивших школу малолеток немедленно предрекли фильму громкий провал. Это ж очевидно, утверждали они, что получится полный отстой – еще хуже «Властелина колец». Что, понятно, особенно обидно, поскольку не менее очевидно, что по художественной ценности «Волкодав» на сто порядков круче «Властелина». В общем, читая данные прогнозы, я временами заливисто хохотал – настолько ловко и дебильно было написано. Но дождавшись выхода фильма, тем не менее, зорким глазом его посмотрел. Точно говорю, все два часа двадцать минут.

По факту просмотра следует сказать вот что: смотреть фильм было безусловно интересно, но не очень и не всегда. Фильм имеет как ряд достоинств, так и аналогичный ряд недостатков. Почему так? Отвечаю – это нормально. Для понимания причин нормальности следует внимательно перечитать три пункта из первого абзаца. Кино русское – мы еще не научились делать качественные фильмы мирового класса. Кино фэнтезийное – мы еще не научились делать хорошее фэнтези, это первая проба в жанре. Кино по книге – мы еще не научились делать хорошие экранизации. У нас еще все впереди.

Сравнивать же данное кино с «Властелином Колец» режиссера Джексона может только тяжело укушенный на всю голову больной бездарный идиот (с). За «Властелином» - триста миллионов долларов бюджета и огромный опыт создания кассовых, качественных фильмов с кучей спецэффектов. За нами – десять миллионов (что для нас все равно необычно много) и неполный десяток фильмов, от которых не тянет плеваться, причем большая их часть сделана за последние три года. Ну, можно еще сравнить «Великий диктатор» и «Матрицу», и сделать вывод о полной профнепригодности Чаплина – спецэффектов мало, операторская работа не очень, актеры кривляются недостаточно сильно. Только зачем? Откуда это дурацкое стремление представить любой русский фильм как «наш ответ Мерседесу»? Непонятно.

Вместе с тем, следует признать, что недостатки типа невнятного сюжета присутствуют в «Волкодаве» во всей красе, и грызут нас на всем протяжении фильма страшным погрызом. Вот первые пять минут фильма – на деревянный хутор в степи налетают десять всадников, сжигают его и вырезают всех жителей. Вторые пять минут - страшный волосатый мужик с жутким пищащим монстром на плече идет к стоящему на скале замку. Вот он лезет по отвесной стене. Вот он хмуро топает по заросших паутиной висячим лестницам замка, причем внизу что-то явно и хорошо горит. Интересный замок. Может это и не замок вовсе, а котельная? Вот он встречает в замке актера Домогарова. Домогаров одет в длинный парик и бороду, с виду – чисто Гришка Распутин. Страшный волосатый мужик убивает актера Домогарова и выбирается из замка, прихватывая по пути двух спутников – перепуганную девку и слепого деда в седом лохматом парике. Вот примерно с той же степенью логики развивается большинство событий в фильме.

И вы думаете, это производит плохое впечатление? Да, это производит плохое впечатление. Но отнюдь не настолько плохое, чтобы бросить просмотр фильма и забыть о нем как о кошмарном сне.

Многие сильно ругались на оператора – дескать, он плохо снимал. Ну, я не знаю, я сам снимаю несколько хуже, а потому не считаю возможным хаять работу этого товарища. Природные планы, считаю сняты толково. Восходы, закаты – все это есть, и есть красиво. Да, это не Джексон, но для нас – явно выше среднего. Постановка боев – качественная, машут мечами как следует, рубят всякое, вопят разное. Все, кто должны быть грязными и немытыми - грязные и немытые. Пойдет.

Актерская игра с хорошей стороны себя не показала. Исполнитель главной роли (Александр Бухаров), кроме тех моментов, когда он молчит и мрачно глядит на окружающее (отлично вышли!) производит тягостное впечатление. Насколько помнится, он театральный актер. Это чувствуется, говорит размеренно, старательно артикулируя, чисто юнкер из института благородных девиц, а не бывший раб и матерый убийца. Интонациями поразили все актеры без исключения, полная уверенность, что они перед съемками долго и настойчиво смотрели попеременно передачи Виталия Вульфа и Эдварда Радзинского, настолько круто. Временами ощущение, что японский фильм смотришь. Ну и по смыслу примерно сходится. Особенно поразила мать Кендалат в исполнении Натальи Варлей – она с такой убежденностью повторяет припев «Миром правит любовь», несмотря на то, что течение фильма уверенно доказывает обратное, что даже хочется ей поверить. Но нельзя.

Компутерная грахвика мне лично понравилась. По фильму ее особо не было, можно разве что вспомнить момент с покушением на убийство кнесинки (пересматривал несколько раз, очень понравилось), но зато в конце инженеры человеческих душ развернулись во всю ширь и задули настолько яростную битву добра и зла, что мое почтение. Выглядит очень симпатично, меня впечатлило. Еще неплохо выглядит момент с воспоминаниями про каменоломни – там применили хитрый фильтр, типа сепии, но посимпатичнее.

Отдельно следует коснуться вопроса о заимствованиях из других фильмов, из того же «Властелина колец» в первую очередь. Ага, есть такое. Пейзажи несколько похожи (хотя одно снимали в Новой Зеландии, а другое в Словакии), замок Людоеда – один в один башня Сарумана, каменоломни – это сарумановы же цеха, и так далее. Ага, натурально. И чего? Открою страшную тайну – после того, как в 1977 вышли первые «Звездные Войны», все – все! – режиссеры стали делать космос «как там». И между прочим, до сих пор делают. А после вышедшего в 1979 фильма «Чужой», им были утверждены и по сей день действуют общие стандарты фильма ужасов. Что, конечно, невдомек малолетним экспертам по вопросам плагиата. Так что упреки во вторичности – они мимо кассы, это не вторичность, это использование имеющихся наработок. Что, кстати, радует, люди не задирают губу выше головы со словами «русское фентези – самое самобытное, и нам никто не указ», а трудолюбиво копируют то, что до них придумали старшие и более успешные товарищи.

Музыка – не знаю, кто-то там в рецензиях гнал на композитора Рыбникова – идите все гуляйте. Музыка как музыка, для фэнтези как раз. Пойдите послушайте как в фильме «Нечто» (The Thing) Морриконе сварганил саундтрек с помощью двух струн на бас-нитаре.

И что я скажу напоследок? «Мерседес», как говорится, пока что не получился. Но фильм, несмотря на все свои многочисленные огрехи – сойдет. Для первого русского фентези – вполне себе на уровне. На DVD буду брать обязательно.

Категорія: Рецензии на фильмы | Додав: BUMER_______(UA) (23.01.2012)
Переглядів: 265 | Теги: волкодав | Рейтинг: 0.0/0