Головна » Статті » Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм «Вечное сияние чистого разума» / Eternal Sunshine of the Spotless Mind

Третьего дня посмотрел фильм «Вечное сияние чистого разума» ("Eternal Sunshine of the Spotless Mind"). Посмотрел, как ни странно, не на своем отличном, мощном компьютере, а вовсе наоборот – по телевизору. По «Первому каналу» как раз казали, я и посмотрел. Из любопытства.

Очень уж мне тамошнее название понравилось, я сразу понял – рецензии быть! Хотя признаемся сразу, по-английски название звучит значительно менее круто. Но и по-русски его некоторые толковые ребята испоганили не менее знатно – они обозвали его «Вечное сияние страсти». Судя по этому названию, в фильме просто обязаны были появиться вереницы сисек и километры голых жоп. А фильм вообще должен был превратиться в отличного качества немецкое порно.

Но я смотрел его в правильном переводе по «Первому каналу», поэтому ничего подобного не нашел.

Вообще, дальше про фильм будет несколько меньше, чем уже было в предыдущих трех абзацах, так что не обессудьте – вот так. Конечно, до недосягаемого идеала подобного рода рецензий – произведения Доктора Павлова по фильму «Розовая Пантера» (см.) мне все равно не достичь, хотя я настойчив и методичен. Будем тренироваться. Будем оттачивать умение и надеяться, что со временем дорасту и до этого, пока недосягаемого уровня.

Про что речь в фильме? Про всякое, в том числе и про то, о чем можно прочесть в любой коротенькой аннотации. Но у нас тут не аннотация, у нас совсем другое, поэтому скажу так: в основном в фильме речь идет о человеческой памяти. Память – это вообще очень коварная штука. Попробуйте как-нибудь своим родным и близким забыть про день рождения/день свадьбы или иное памятное событие. Попробуйте забыть купить корма домашним любимцам. Попробуйте заняться сексом не в тот день. Одно неосторожное движение – и вы навсегда отец. Ну, или мать, это от сексуальных предпочтений, конечно, зависит.

С другой стороны, в день получки все, как один человек, в едином порыве демонстрируют отменную память, банкоматы смахивают пот, и в конце дня, обессилев, замертво падают у железных дверей банков. Это оригинальное явление получило название избирательной памяти.

Отсюда возникает закономерный вопрос – от чего зависит эта избирательность? Наиболее шустрые выдвигают мнение, что все дело в важности события. Дескать, важное мы не забываем. Ага, разбежались. Типа никто никогда не забывал про совещание у начальства или вечернее порно по телевизору. Так что данная гипотеза не выдерживает не просто нашей, а вообще никакой критики. Гораздо правильнее другое мнение, естественно, мое: мы запоминаем то, что для нас хорошо, и забываем то, что плохо. Правило, конечно, не без исключений (то же порно), но в целом оно значительно универсальнее.

Замечено, например, что приятных людей мы помним гораздо дольше, нежели неприятных и злых. Это вполне нормально, точно говорю. Представляя, сколько сейчас людей вздохнуло с облегчением, я и сам вздохнул. Да-да, вы все нормальны, здесь нечего стыдиться, хотите поговорить об этом? Об этом мы поговорим несколько позднее, сейчас про другое.

Продолжая тему про приятных людей, заметим, что фильм, о котором вскользь упоминалось вначале заметки (да, я про него еще не забыл! Ну и память у меня!), он как раз и ведет речь строго по сабжу. Был такой, понимаете, паренек – Джоэл. И как-то он встретил такую себе Клементину. Они влюбились друг в друга и стали жить вместе, активно дружа организмами. Клементина, скажем прямо, не сильно блистала красотой, она блистала другим – волосами. А вовсе не умом, как некоторые могли подумать. Она красила волосы в разные цвета, и потом ходила, загадочно ими мерцая. С умом, понятно, такие штуки не проходят. Ума в голове не у всех видно, им не поблещешь особенно. Но почему же тогда фильм называется «…сияние какого-то там разума»? Терпение, доберемся и до него.

Клементина эта, кроме загадочного волосяного блеска, отличалась еще склочным характером. Она на всех орала как умалишенная. И любила лежать на льду. В больших сапогах, в полушубке овчинном, в ежовых рукавицах – так и лежала, натурально. Джоэл ее, конечно, очень любил, особенно вечерами, но долго такой ситуации не смог переносить даже он. И поэтому как-то раз он пошел в местную поликлинику и сделал заказ – уберите, говорит, мне все воспоминания про эту дуру. Так и сказал, да. Его, наверное, все это уж очень достало. Вот он и не сдержался.

А не сдержался он потому, что несколькими днями раньше эта самая Клементина сделала себе в той же поликлинике аналогичную операцию. Она себе тоже убрала память про Джоэла. И это тоже вполне объяснимо, поскольку Джоэл тоже был еще тем придурком – рыхлым, мямлящим не пойми что сынком. Прибить бы его во младенчестве, так руки и чесались.

И вот она, понимаете, сделала такую вот операцию. И перестала напрочь узнавать этого мелкого Джоэла. Тут он, конечно, взбесился. Он, я извиняюсь, просто пришел в некоторое изумление. И тоже решил ее вычеркнуть из своей жизни. И стереть себе память про нее.

И вот большую часть фильма мы наблюдаем, как бедолаге Джоэлу трут память. Это, я вам скажу, занятие посложнее, чем отформатировать диск программой Partition Magic 8.0. А он в это время сладко спит. Или не очень сладко. И видит сны, быть может. И там, в его снах, присутствует эта его Клементина. И по мере затирания, она постепенно пропадает. И он про нее забывает.

Вообще внезапное забывание (ака склероз) – это очень неприятная вещь. Чувствуешь себя полным идиотом, что вот секунду назад что-то такое помнил, а сейчас – уже нет. Стоишь себе такой, понимаете, перст, гол как сокол, а в башке как попугай накакал, сухо и противно. Это, помню, в школе как-то было, какая-то постановка, в младших еще классах. Что-то такое юмористическое. Данте там, или Булгаков. И я там лихо и складно стихи декламировал. Хорошо так, громко. Амфибрахий там, то-се. И вдруг раз! На последней строчке напрочь ее забыл. А дело в актовом зале было. И вот я стою. Зал, понятно, ждет. Руки уже занес для вежливых аплодисментов. А у меня в голове – ни единой мысли. И даже последней строчки – тоже нет. Да, страшно было. Жуткая, жуткая история.

И вот этот Джоэл, он постепенно теряет свою память. А что такое память? Это, товарищи, наша с вами личность. Это то, что делает нас – нами. И даже самые отвратительные воспоминания – они нам тоже крайне дороги, потому что без них жизнь не мила. А тут он их теряет. И превращается по мере потери в этакого идиота. Он начинает задумываться, а почему это он решил забыл такое прекрасное существо как Клементина. И потом даже передумывает затирать ее. Он наоборот – хочет основать с ней семью и жить долго и счастливо, трахаться как кролики и нарожать кучу детей. И в общем-то, так и поступает в итоге.

Это я вообще-то довольно вульгарно все изложил. Там как-то все несколько трогательнее было. Даже где-то слезу практически выжимало. А на последних минутах фильма я вообще заснул. Поэтому финальные титры несколько пропустил. Но потом спохватился и посмотрел, кто там кого играет.

Джоэла, значится, играет матерый комик Джим Керри. Джим, такое впечатление, может играть только самого себя. Прямо как Шварценеггер. Тот тоже всю жизнь играет Терминатора. И вот Керри – он тоже всю жизнь играет Эйс Вентуру. А тут, в этом фильме – нет. Тут он попробовал осилить не сильно сложную, но все же несколько драматическую роль. И на мой взгляд, получилось довольно неплохо. Если постараться забыть, что это – «тот чувак, который в «Маске» и «Тупой и еще тупее» играл, гы…» и скрыть идиотское хихиканье, то, в общем, Джим тут смотрится неплохо.

Дуру-Клементину играет английская актриса Кейт Уинслет, которая с особым цинизмом изнасиловала Лео Ди Каприо в фильме «Титаник». Там он еще потом затонул. Корабль, в смысле. Но смотрели все совсем не на это. Кульминационная сцена – бессильно сползающая леонардина ладошка по стеклу трофейного автомобиля «Рено». В данном фильме Кейт ведет себя поскромнее, она уже не бросается в кадре на каждого встречного. И именно поэтому не впечатляет. Разноцветные волосы – это очень сильный декораторский ход, но кроме стойкого убеждения, что Клементине с зелеными волосами хуже, чем с розовыми, из ее образа я не вынес.

Вот.

С визуальной точки зрения – процесс забывания, считаю, показан неплохо. Особенно учитывая полное отсутствие опыта показывания данного процесса в кино. В некоторых моментах нефигово напрягался и морщил брови – сработано было толково.

А так – средней руки мелодрама. С девчонкой смотреть было бы, наверное, лучше.



Джерело: http://kino-zl.org.ua/load/17-1-0-1460http://kino-zl.org.ua/load/17-1-0-1460
Категорія: Рецензии на фильмы | Додав: BUMER_______(UA) (23.01.2012)
Переглядів: 312 | Теги: Вечное сияние чистого разума | Рейтинг: 5.0/1