« Вернуться к списку новостей


Падение доли российского кино: провал или закономерность?
«Падение доли российского кино: провал или закономерность?»

Падение доли российского кино: провал или закономерность?

Падение доли российского кино: провал или закономерность?


Падение доли российского кино: провал или закономерность?

21.12.2012



В Москве подвели итоги 2012 года. Согласно последним данным, доля отечественного кино в российском бокс-офисе упала на пару процентов по сравнению с предыдущим годом. О том, почему это не провал, а закономерность, рассказали Александр Роднянский, Сергей Сельянов и Федор Бондарчук.

На пресс-конференции, озаглавленной «Итоги господдержки кино в 2012 году», собрались представители индустрии. Помимо вышеупомянутых продюсеров, на мероприятие пришли режиссеры Ренат Давлетьяров и Андрей Прошкин, а также главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, Олег Иванов из Romir Movie Research и глава Фонда кино Сергей Толстиков.

Олег Иванов озвучил цифры: в 2012 году, согласно прогнозу, сборы составят 40,5 млрд рублей с ростом в 15 % относительно прошлого года. Как следует из анализа, рост этот обусловлен ценами на билеты, а не увеличением посещаемости.

Посещаемость кинотеатров выросла лишь на 1,4 %, тогда как средняя цена билета дошла до отметки в 235 рублей, прибавив 13,5 %. Посещаемость отечественных картин упала на 8,8 %, тогда как сборы остались практически на том же уровне. Доля сборов российского кино составит 13,8 %, что на 2 % меньше, чем в прошлом году. В середине нулевых и до 2009 года этот показатель был выше практически вдвое — 22—29 %.

Причин много: министерство культуры не финансировало запуски новых картин; из-за кризиса резко сократился объем частных инвестиций; фильмов было произведено меньше, в то время как западные мейджоры активизировались и насытили рынок зарубежной продукцией. При этом цена билета продолжала расти, меняя поведение посетителей кинотеатра, делая их более избирательными. Сейчас на редкий российский фильм приходит больше 2 млн зрителей, в 2012 году эту планку преодолел только «Духless».

В качестве мер по улучшению ситуации и увеличению доли российского кино Иванов привел увеличение объемов производства. Статистически, если производить больше фильмов, а количество картин, собирающих хотя бы 1,5—2 млн зрителей, вырастет хотя бы до двадцати, доля в общих сборах тоже увеличится. Для этого потребуется привлечь около 3 млрд частного капитала, параллельно требуется решить проблему пиратства. Наконец, Иванов предложил оставить единый «центр управления полетами», то есть один отвечающий за финансирование институт, а не два, как сейчас.

Недавно проведенная реформа распределения государственной поддержки кинематографа, благодаря которой министерство культуры и Фонд кино должны будут выделять деньги в примерно одинаковом объеме, только запутала представителей индустрии. Фонд кино, в отличие от министерства, является более гибким и оперативным институтом для выделения средств, считает продюсер Сергей Сельянов. Центр поддержки российского кино должен быть один, согласился с Ивановым продюсер. Ренат Давлетьяров поддержал коллег и посетовал на то, что кинематографистам приходится каждый год играть по новым правилам. «Хочется пожить хотя бы два-три года в установленных правилах игры. Какие-то шаги министерства внушают оптимизм, другие вызывают вопросы», — сказал режиссер и продюсер.

Федор Бондарчук напомнил, что скромные результаты российского кино в прокате — это не столько показатель качества фильма, сколько показатель качества проката. В пример он привел фильм Авдотьи Смирновой «Два дня», у которого высокий рейтинг на КиноПоиске и хорошие отзывы, но аудитория увидела его уже в интернете, а не в кинотеатрах. Продюсер рассказал, как было принято решение ждать девять месяцев для успешного релиза «Духlessа»: выйди фильм в другое время, он бы не собрал такую кассу, уверен Бондарчук. Сейчас та же задача — правильно выстроить прокат — стоит перед ним как перед продюсером фильма «Одноклассники.ru». Фильм скоро будет готов, но прокатчики предлагают выпустить его через 11 месяцев, не раньше.

Продюсер Александр Роднянский назвал четыре мифа, существующих в российской индустрии кино. Первый — то самое падение доли в сборах, которое связано во многом с отсутствием фильма-лидера. «В 2005-м всю долю российского кино сделали два фильма — „Турецкий гамбит“ и „Девятая рота“. Так же было в 2008 году с „Иронией судьбы“. Если бы в 2012 году был бы такой лидер, мы бы радостно говорили о гигантском успехе нашего кино». Второе — понятие «массовая аудитория», под которым подразумеваются молодые люди в возрасте от 14 до 21 года в размере 2 млн человек, тогда как советские хиты собирали 50—70 млн зрителей другой возрастной категории. В кинотеатрах просто отсутствует эта аудитория, которая является ключевой для традиционных жанров российского кинематографа — драм и качественного авторского кино.

Третий миф — это, по мнению Роднянского, идея о квотах, которые якобы есть во Франции и других странах, где их на самом деле нет. Четвертый — социально значимое кино, под которым понимается что-то, что понятно только чиновникам. «Социально значимое кино — это талантливое кино, на мой взгляд. Это любой талантливый фильм любого талантливого режиссера, и он не должен укладываться в обозначенные „социально значимые“ темы», — сказал Роднянский.

«Беспокоят определенные инициативы, в том числе инициатива определения тем для кино. Наша система управления сложна и не вполне понятна. Мы с коллегами ощущаем растерянность и непонимание того, как будет организована работа в следующем году», — поделился с журналистами Андрей Прошкин. «В нашей стране нет разумной кинополитики», — считает Даниил Дондурей, сетующий на то, что в стране всего 219 залов из 2800 показывают авторское кино.

Очевидно, что новая политика министерства культуры в отношении господдержки кино смущает и кинематографистов, и руководство Фонда кино, в течение пары лет выстраивавшего определенную политику финансирования и продвижения отечественных картин. Так, например, неясной остается судьба международных проектов фонда, который представлял российское кино на международных фестивалях и привозил в Москву прокатчиков и отборщиков из-за рубежа в рамках Red Square Screenings. Пока Фонд кино планирует работать на Берлинском кинорынке в рамках международного кинофестиваля, который пройдет в феврале 2013 года. Однако будет ли фонд развивать международную деятельность и дальше, остается неизвестным.

Новости «в тему»:

Сейчас Вы читаете новость «Падение доли российского кино: провал или закономерность?». Вас также могут заинтересовать другие свежие новости Украины и мира на KINO-ZL.ORG.UA
прикрепленные файлы (картинки):
Категорія: кіно | Переглядів: 519 | Додав: BUMER_______(UA) | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Комментарии
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
avatar
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31